САМОАНАЛИЗ
Математика в школе не наука и даже не основы науки, а учебный предмет. Математика – это предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, то они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера. В наше время владение хотя бы азами математического языка – непременный атрибут культурного человека.
Цель моей педагогической деятельности - предопределить конструктивные пути повышения качества знаний, умений и навыков по математике на основе исследования возможностей развития логического мышления школьников с учетом факторов. Данная цель помогла определить ряд основных задач педагогической деятельности: Повысить уровень сформированности логического мышления школьников в целях качественного изменения ЗУН; Выделить и классифицировать основные формы и методы организации учебной деятельности, направленные на развитие логического мышления; Определить методику подготовки и проведения исследовательских работ по математическому моделированию, направленных на развитие логического мышления. В своей работе я опираюсь на концептуальные положения Р.Г. Хазанкина,, В.Ф. Шаталова: · личностный подход, педагогика успеха, педагогика сотрудничества; · обучение математике - значит, обучение решению задач; · обучение решению задач - значит, обучение умению типизации и алгоритмизации плюс умение решать типовые задачи практического содержания; · индивидуализация обучения «трудных» и одаренных; · органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности; · сочетание урочной и внеурочной форм работы, что позволяет убедиться в правильности выбранного направления педагогической деятельности. Полученные результаты соотносятся естественным образом с разработанными и внедренными в учебный процесс методами и приёмами, направленными на достижение поставленной цели. Пути развития логического мышления наиболее ярко реализуются на нетрадиционных формах уроков: урок-лекция, интегрированные уроки, уроки с применением мультимедиа, урок решения «ключевых задач», уроки работ по математическому моделированию, уроки-консультации, зачетные уроки. Именно на таких учебных занятиях мною применяются следующие виды работ с задачами: · выбор способов и методов решения математических задач; · систематизация математических задач по теме; · проверка решения задач товарищами и рефлексия деятельности по решению задач; · сочинение математических задач: аналогичных, обратных и т.д. Для оценивания знаний и умений учащихся разработана и апробирована система выбора оценочной деятельности, включающая в себя следующие элементы: · регулярная проверка индивидуальных заданий повышенной трудности; · собеседование и презентация отчетов работ по математическому моделированию; · проведение мини-тестов (от 5 до 20 минут) для контроля усвоения материала; · проведение срезовых работ; · текстовые задания, направленные на проверку прочности усвоения материала, на его воспроизведение (чаще всего тест с вариантами ответов); · контрольные работы, включающие стандартные и творческие задания-тесты, направленные на формирование логического мышления (задания разного уровня сложности, количество заданий больше, чем требуется для подведения итога, чтобы у ученика была возможность выбрать.). Реализуя свою методическую тему «Организация самостоятельной работы на уроках математики» на уроках математики включаю следующие виды работ: разноуровневая самостоятельная работа, математический диктант, тесты, дидактические игры. Уроки с применением электронных учебников. Основным в своей методике я считаю быстрый устный счет на умножение чисел. Например, двузначных чисел. Сразу же в 5-6 классах обучаю секретам умножения любого двузначного числа на 11, или деления любого многозначного числа без остатка на 4, на 8, что вообще не рассматривается в учебной программе. Это, во первых, вызывает интерес у учащихся, а, во вторых, развивает память. В течении многолетней работы у меня сложилась своя методика изучения раздела «Тригонометрия». Увеличение умственно нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим немаловажную роль отвожу дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями. Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Во всех классах практикую кодовое упражнение. Особенность такого вида работы в том, что каждый ученик получает индивидуальное задание. Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнаваемости и воспроизведения, применения в знакомой ситуации или творческого применения. В настоящее время в образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения математики, которые содержат высококачественную графику, слайды. Поэтому использование компьютерной техники на уроках математики позволяет выйти на новые технологии в обучении детей разных уровней подготовки, сделать уроки высоко эстетичными, наглядными, увлекательными. Объяснение новой темы с использованием электронных учебников делает объяснение динамичным. Внеклассные формы работы по предмету - неотъемлемая часть, основные формы проведения которой следующие: · математические бои; · математические олимпиады; · КВНы; · работа в научно-исследовательской лаборатории, где учащиеся имеют возможность попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности, раскрыть свой талант и раньше найти себя; · математические вечера. Считаю, что перечисленные виды работ создают благоприятные условия для речевой и мыслительной деятельности учащихся, способствует более успешному обучению и предполагают формирование школьника как активной личности. Каждый год я составляю целевую программу работы с одаренными детьми по своему предмету. Набираю группу детей из тех классов в которых работаю. Углубленно изучаю методику работы, психологию одаренных детей. Провожу диагностический опрос для выявления явных и скрытых признаков одаренности учащихся. Результаты работы, думаю, есть. Ежегодно занимаем призовые места на районных олимпиадах по математике. Тавлыкаев Салават, Ишемгулова Гульназ участвовали на республиканской олимпиаде «Кенгуру» и показали неплохие результаты. Я систематически работаю над повышением своего педагогического мастерства, регулярно изучаю новинки методической литературы, посещаю курсы повышения квалификации, опыт моей работы обобщен РМО учителей математики, а также: · являюсь руководителем районного методического объединения учителей математики, которое включает в себя 35 школы, около 100 учителей; · систематически провожу открытые уроки, веду факультативный курс – «Решение нестандартных задач» и кружок – «Математический лабиринт»; · делюсь своим педагогическим опытом на районных конференциях; · постоянно принимаю участие в работе районной экспертной комиссии по рецензированию медальных, творческих и исследовательских работ; · моя педагогическая деятельность отмечена благодарственным письмом БИРО, а также почетными грамотами начальника управления образования администрации Хайбуллинского района, нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ». Добиться наилучших результатов в обучении и воспитании детей мне помогает изучение литературы. Выписываю журналы «Башкортостан уkытыусыhы», «Математика в школе», «Классный руководитель». Проходила курсы повышения квалификации в БИРО в 2002,.2003, 2004, 2005 года , а в 2007- МГГУ им. Шолохова.
|